История российской демократии
  К первому русскому демократу можно отнести Радищева. Образованного дворянина, совесть которого взбунтовалась против российской действительности, где развращённое барство одних жирело на нищете и забитости других. Ещё не приняв идею всеобщего равенства и братства,  честный человек понял необходимость сократить несправедливость классового государства, уменьшить пропасть между бедными и богатыми, господами и их рабами.
    Таких людей, не безразличных к бедам народа, с каждым десятилетием становилось всё больше. Они стали объединяться в кружки, общества, союзы. Через всех этих демократически настроенных дворян, разночинцев, интеллигентов и представителей простого народа происходил моральный прогресс нации, формировалось гражданское сознание, гражданское общество.
 
      Но к началу 20-го века демократические настроения уже настолько овладели существенной частью российского населения, что пошёл процесс размежевания и взаимного трения. Прежде всего, в демократическом процессе определилось два направления. Одни демократы выступали за ограничения власти царя и расширение власти буржуазии, за повышение роли  интеллигенции в управлении государством. Проблемы трудовых классов таких демократов мало интересовали. Самым громким рупором такой буржуазной демократии стала партия конституционных демократов – кадетов.
      Демократы, озабоченные проблемами простого народа, после революции 1905 года  стали называться советскими.  Но и между ними было принципиальное различие, и заключалось оно в том, что одни не покушались на классовый характер государства, а другие поставили перед собой цель скорейшего искоренения классового размежевания и построение социалистического государства. К сторонникам скорейшего перехода к социализму относилась только партия большевиков, очень малочисленная на тот момент, но именно её история готовила в качестве новой могучей силы.
       Под гнётом царизма, но в сравнительно мирных условиях, представители разных демократических течений просто спорили, но когда царизм в феврале 17-го пал и встал вопрос о приемниках власти, то словесная борьба неизбежно должна была перейти в вооружённую, и власть должна была достаться сильнейшему. Это хорошо понимал Ленин ещё задолго до разразившейся революции.
 
 
     История февральской революции очень подробно описана А.Солженициным в   «Красном колесе» - прежде всего, в третьей и четвёртой книгах: «Март 1917 года» и «Апрель 1917 года».
    Сегодня каждый пользователь интернета может скачать эту книгу и даже прослушать ей в аудио версии в прекрасном прочтении самого автора и артиста Евгения Терновского.
     Это поразительно подробный документ, к тому же поданный в высокохудожественной форме. Автор словно оживил историю, позволил окунуться в жизнь, миропонимание, чувства многих людей, участников или просто современников той революции.
 
      Февральскую революцию никто не организовывал, она стихийно вспыхнула в столице и за считанные дни раскатилась по всей стране, встретив сопротивление лишь в 2-3 городах. Царизм прогнил и не нашёл себе защитников.
   Так или иначе, но подготавливали первую буржуазную революцию все демократически настроенные силы, да и само самодержавие тоже - своей глупостью и неумелым правлением.        Затянувшаяся и бездарно ведомая война обескровила, утомила и обозлила народ. Ещё до революции русская армия потеряла в боях четвёртую часть офицерского состава. Война искалечила и истребила  миллионы  здоровых и работоспособных мужчин – и эти потери на совести самодержавия.
 
      Но были и иные причины революции, ещё мало изученные и признаваемые только в научных кругах. Это влияние космоса, ритмично изменяющаяся последовательность космических факторов, путём резонанса воздёйствующих и на отдельных людей и на общественные группы. (Наука хронобиология).  Не всякое недовольство выливается в бунт, не все революционные ситуации перерастают в революцию – что-то ещё происходит в чувствах и сознание народа, что требует от него немедленных радикальных преобразований…
 
      Но вернёмся к теме российской демократии. Восставший народ был ещё не организованной силой и его сразу постарались возглавить и постепенно  подчинить себе, с одной стороны демократы – кадеты, создавшие из думцев Временное правительство.
    С другой стороны  радикально настроенные социалистические демократы создали в самом здании Государственной Думы "Совет рабочих и солдатских депутатов". Опыт Советов был опробован ещё в 1905 года. Так с первых дней революции возникло двоевластие.
     Потом Временное правительство стало реорганизовывать структуры прежней царской власти, а по всей стране солдатами, крестьянами, рабочими и обывателями  стихийно создавались Советы с собственным самоуправлением, воспринимающих в качестве власти только Петроградский Совет и его ЦК, а позднее и съезды Советов.
       Революция не утихала и не давалась в усмирение, ни буржуазным демократам, ни советским членам ЦК, состоящем в основном из меньшевиков и эсеров.  Двоевластие стало и безвластием, разгулом анархии. Что  тогда произошло с целой страной? Откуда поднялось это стремление ломать все старые порядки и творить новые?
  Народ вдруг изменился!  Всего лишь на несколько лет он отбросил послушание и покорность, для того чтобы затем надолго склониться под новым государственным гнётом.
И объяснить это только сложением ряда объяснимых офакторов нельзя…
 
      Книга АлександраСолженицина заканчивается маем 1917 года, и остается жгучее любопытства, а что было потом? Как повели себя  после Октябрьского переворота эти лидеры кадетов, меньшевиков, эсеров, поднятые к власти волной первой революции?
      И тут мне попалась в интернете книга Веры Владимировой«Год службы социалистов капиталистам».Очерки по истории контрреволюции в 1918 году.
      Она как раз описывает события с осени 1917 по очень 1918 года, и в ней попадаются знакомые, благодаря Солженицину, имена.
      И выясняется, что демократы, сброшенные  революцией с гребня её волны, поскольку народные массы пошли за большевиками, забыли о былом миролюбии, схватились за оружие и развязали против народа белый террор. Те, кто раньше кричали о патриотизме, теперь сговаривались с немцами, англичанами, французами, японцами, приветствуя их вторжение, готовы были на любые территориальные уступки, лишь бы вернуть себе власть и собственность.
 
      Демократы предали все свои былые идеалы. Кадеты, боровшиеся столько лет с царём, вновь стали монархистами. Меньшевики и эсеры заливали землю кровью рабочих и крестьян, даже и не большевиков, а всех сколь-нибудь ими недовольных, причём прибегали к бессмысленным издевательствам и пыткам.
     Контрреволюция покатила все процессы  назад. И если бы она победила, то в России воцарилась бы на десятки лет реакция, с корнем вырывающая все ростки демократии и вконец закабаляющая народные массы.
     Демократы, совместно с монархистами и буржуазией, несут ответственность за белый террор и за красный террор, на который большевики вынуждены были пойти. И вся дальнейшая история Советского Союза была предопределена этой безумной братоубийственной войной, в которой теперь обвиняют только большевиков. Человеколюбие российских демократов  оказалось гораздо слабее их корысти и эгоизма. Идеализм был принесён в жертву  обывателю. Уже в 1918 определение «демократ» в России нужно было бы брать в кавычки, поскольку буржуазные демократы превратились в ненавистников своего народа.
 
 
     Победа большевиков списала с политической арены всю российскую демократию.
Но теперь она вновь возродилась! Потому и важно сейчас перелистать страницы отечественной истории, что многое начитает повторяться! Опять страна стоит на пороге революции, опять нарастает народное недовольство, а представители нынешней демократии раздувают это недовольство яркостными разоблачениями президента и высших сановников. Что-то ещё непременно случится, что переполнит чашу народного терпения и выведет народ на улицы...
     И очень важно не повторить прежних ошибок, предотвратить  анархию и межнациональные столкновения. Гражданская война уже не возможна, но и жестоких столкновений демонстрантов с полицией тоже желательно избежать.
 
      События на Украине стали отвликающим фактором, как и первая мировая война в царской России.
      Но безобразия украинских властей не делают лучшими собственные безобразия нынешней капиталистической России. Россия больна теми же пороками, что и Украина, только в меньшей степени, и это обязательно приведёт к социальному взныву!
    Люди опять страстно  возжелают социальных перемен. Но когда Народ выйдет на улицу, он должен чётко понимать, чего хочет добиться!
   Можно обойтись без «ведущей роли партии», но нельзя обойтись без чёткой политической и экономической программы! У нового Народного социализма такая программа есть! И в ней видно,  как народ может организоваться в общество, безболезненно изменить формы собственности, реорганизовать систему управления, изменить систему законодательства. Все основные элементы Народного государства представлены в нашей программе…
 
     А что можно сказать о нынешней демократической оппозиции? Вместо чёткой программы она выбрасывает популярные лозунги, пытаясь скрыть подлинные намеренья, но они уж очень очевидны.
      Демократы сами рвётся к власти, чтобы заменить собой нынешний аппарат чиновников и законодателей. При этом серьёзно ничего в стране  изменять они не собираются. Они за сохранение капитализма! Их «свободная пресса» хорошо оплачивается рядом олигархов. Они работают на Прохорова, Чубайса, Ходорковского. И, значит, будут всеми силами сражаться с народной революцией. Сегодня они ратуют за расширение прав и свобод, они рассчитывают подняться к власти на новой революционной волне, но получив власть, сразу же народ  предадут. Как 100 лет назад «те» демократы видели в качестве идеала американский и английский капитализм, так и нынешние их последователи апеллируют к Западу, восхваляют его социальную политику и государственные институты.
 
     Если сегодняшние демократы в качестве оружия используют обман и строят свою политику на компромиссах, то неизбежно проиграют!  Победит Правда и все те, кто за неё будут держаться! Проиграют мелкие эгоисты, чей идеал: власть и материальные блага за чужой счёт. Победят те, кто стремится к справедливому и правильному мироустройству, к равному благу для всех!