Социальные утопии
       «Социализм так же стар, как само человеческое общество, хотя и не старше его».                                                                                                                                                                                                  Койген
                        
               Социалистический идеал
  
Историю социалистических идей принято отсчитывать  с Платона.
   Христианские общины античности и средневековья стремились воплотить в жизнь некоторые социалистические идеи. (Правда, практика эта была ужасна! Да и теории социалистической не было - только один протест против социального неравенства.)
  Хотя с примитивного социализма - первобытной общины - начиналась история человечества.  
Элементы, присущие государственному социализму, можно найти во многих древних цивилизациях. 
Отдельные элементы социального устройства присутствуют в классовом государстве,,  хотя   большинство  народа находится под властью малой группы людей.

   Чистый идеал социализма
: отсутствие частной собственности, приоритет общего над частным, равенство людей, работа всех на общее благо и одинаковое благосостояние для каждого - все время искажался практикой.
  Хотя прогресс шел. И пред нашим поколением
социалистический идеал уже  может предстать в чистом виде, не замутненным насилием, ложью, развратом.

                                      
   Процесс развития социалистического идеала.
 
(  Материал данного раздела частично скопирован в сокращенном виде с книги Игоря  Шафаревича "Социализм как явление мировой истории". )
               
         
    Платон был первым философом "заболевшим" мечтой о правильном устройстве человеческого общества. Он не только в деталях разработал устройство своего "идеального государства", но и потратил много сил и времени на его практическое воплощение. Попытки философа не увенчались успехом и могли стоить ему жизни или свободы.

    Но у Платона оказалось много последователей. Были они и в период античности. А в XVII u XVIII вв. социалистическая литература буквально захлестнула Европу. После буйства средневековых христианских сект, с новой силой проявилась потребность в спокойной и размеренной жизни правильно устроенного социального государства.
   Место проповедника, странствующего апостола, занимает публицист, философ. Религиозная возбужденность, ссылки на откровение сменяются апелляцией к рассудку.

  
Социалистическая литература приобретает чисто светский, рационалистический характер, разрабатываются новые приемы популяризации: ее произведениям придается форма путешествий в неведомые страны, в них вводятся фривольные сюжеты.
   Тем самым меняется и адрес, в который обращена эта литература: не к крестьянам и ремесленникам, которым проповедовали апостолы средневековых сект, а к читающей, образованной публике. Благодаря этому на некоторое время социализм отказывается от прямого влияния на широкие массы. Все течение, не добившись полного успеха во фронтовой атаке на христианскую цивилизацию, как бы осуществляет обходной маневр, продолжающийся несколько столетий. Лишь в самом конце XVIII в. социализм опять выходит на улицу, и мы, после многовекового перерыва, встречаемся с новой попыткой народного движения на базе социалистической идеологии.

                                     Идеи утопического социализма.
  Слово утопия переводится как  "нигде". Томас Мор придал этому слову смысл социального планирования.  Платон, Мор, Кампанелла, Фурье... жили в разных странах и в разные эпохи, их проекты разнятся, но  объединяет их общая социальная направленность  - преобладание общего над частным, сильное и четко структурированное общество, работа всех его членов на общее дело с неукоснительным подчинением закону и предписаниям... И, конечно, - отсутствие частной собственность. Все это - черты социализма.

     Но
социализм утопий оказывается вопиющим, кричащим противоречием! Исходя из критики окружающего общества, обвиняя его в несправедливости, неравенстве, отсутствии свободы, социализм, в своих наиболее последовательных системах, провозглашает несравненно большую несправедливость, неравенство и рабство!

    Философы-утописты
пытались представить себе государство "правильное" для людей своего времени. Но общественная мораль еще тогда была примитивной, личностные качества проявлялись еще у немногих. Для людей, считавших рабство и насилие правильным и единственно возможным условием совместного общежития, общины утопистов могли показаться идеалом, до которого нужно подниматься.  Но сегодня...стоит раскрыть эти книги, как с растущим недоумением встречаешь: обращение непокорных жителей в рабство; всеобщее соглядатайство; работу и жизнь в отрядах под надзором надсмотрщиков; пропуска, необходимые для простой прогулки; и особенно с каким-то наслаждением выписанные подробности всеобщей нивелировки — одинаковую одежду, одинаковые дома, даже одинаковые города...
    Сочинение под названием «Закон Свободы» описывает "идеальное общество", где в каждой небольшой общине есть свой палач, нерадивых и непослушных порют и обращают в рабство и все граждане считаются солдатами. Революционеры, составившие «Заговор Равных», понимали равенство так, что одни (то есть сами заговорщики) образуют правительство, другие им беспрекословно повинуются, а третьи (не повинующиеся) ссылаются на острова для каторжных работ.

   Утописты   желали насильственного смягчения человеческих слабостей, но они не учитывали сам смысл человеческой жизни. (Можно  определить это как «противоречие замыслу Бога» - и оно тоже будет верным...)
Главный порок утопий - даже не в принятии рабства - ведь оно в те времена воспринималось, как необходимое условие жизни - жесткое планирование первых утопистов лишали все население их «идеальных» общин свободного выбора и дальнейшего этического развития.
                                                          ----------------------------------

    Если бы человек состоял только из смертной личности, тогда утописты были бы хоть в чем-то правы; и задача человека  была бы только в том, чтобы прожить единственную свою  короткую жизнь как можно приятнее и без боли. Но для бессмертной сущности человека боль так же  необходима, как и радость.     Духу человека для «взросления» и совершенствования  нужен был этот запутанный   и несовершенный мир...Дух человека приходил в тот мир, который ему этически соответствует и в нем он должен и себя, и этот социальный мир улучшать.

      Среди задач  земного  человеческого воплощения есть и задача — улучшения общества и государства. И для людей, сформировавшихся в Личности, и объединившихся в Общество — совместная работа по улучшению мира становится задачей первостепенной!
   Философы — утописты
и сменившие их революционеры все-таки относятся к лучшим представителям человечества. Как бы болезненны не были бунты, восстания, революции, религиозные реформации и порождаемые ими войны, -  но через них шло развитие. А если бы историческим процессом могли управлять робкие обыватели     («тепленькие»- по определению Библии), то  жизнь человечества давно бы прекратилась...В отсутствии  развития — загнивание и смерть...

  Двадцатый век практически воплотил в жизнь некоторые утопии философов. Народы на практике испробовали все положительные и отрицательные стороны социализма, насаждаемого государством.
  Новые утопии в двадцатом веке уже не создавались. Напротив,
появились антиутопии!  В них отсутствует социалистический идеал, есть только до предела доведенное насилие государства и нивелирование человеческой личности.
 
Модель общества первоначально зарождается в  социальных проектах. И если бы современным антиутопиям не противостояли положительные социальные проекты,  то будущее  человечества было бы страшным.

  Положительной  утопией сегодня можно назвать модель государства Народного социализма.  Но только это не мечтания, а  грамотная программа построения благородного и сильного Народного государства, и она может скоро стать исторической реальностью.
                                                 

    
Для фазы Государственного социализма, - а именно ее орудием выступали утописты и  первые революционеры - характерен атеизм.
   Представители государственного социализма не учитывали духовную составляющую человеческой личности. Внимание их было обращено на материальный аспект жизни. Под духовностью они понимали моральные предписания.

 
  Будущий Народный социализм, напротив, будет апеллировать к Духу и Душе каждого человека и стремиться предельно правильно и благородно устроить жизнь страны, чтобы не отягощать людей негативной кармой.
    Приоритет общего над частным новый социализм сохранит. Но целью государства и Общества уже становится - свободное развитие Личности каждого человека!